Статья
читается за 12 минут
Випассана:
самое важное у нас под носом
Когда я пошла в первый класс, меня начали учить складывать простые числа, и я долго училась считать перед тем, как в 6 классе нам показали более сложную математику, чтобы уже к окончанию школы я научилась решать интегралы.
Так же и с любым духовным опытом: сначала ты видишь то, насколько все в этом мире связано друг с другом, что есть нечто большее, чем мы сами и наше эго и уже принимая во внимание этот факт, мы двигаемся дальше по пути внутреннего развития и очищения.
С каждым годом я прыгаю все выше и выше, сейчас я уже вижу, как мое развитие идет по экспоненте. Думаю, именно сейчас многие, кто видят мой путь развития, замечают мои трансформации, как внутренние, так и внешние.

Очень часто опыт разных людей похож. Если брать аналогию с математикой, многие говорили мне о таких же инсайтах после випассаны, какие были у меня, это звучало как «да, когда я начал решать логарифмические уравнения, мне стало просто понять что такое производные». Но это не значит, что вам срочно нужно рвануть в этот опыт, потому что кому-то это понравилось или кто-то получил трансформацию. У вас все может быть иначе.

Одна из вещей, чему учит випассана — по-другому относиться к времени и слышать себя: действительно ли мне нужно именно это именно в данный момент? А что мне нужно в данный момент? А это вообще имеет значение? А что есть этот момент? И прочие экзистенциальные вопросы, от которых у кухонных философов шевелятся извилины. Но именно ответы на эти вопросы для себя и на своей шкурке дадут самый мощный толчок.

Мой дальнейший рассказ является исключительно моим опытом, у вас погружение в Випассану может быть кардинально другим. Поэтому я прошу тебя, дорогой читатель, оставить суждения, сравнения и оценки за порогом ума и довериться мне рассказать свою полную трансформаций историю. Моя история состоит из двух больших глав: внешнее — особенности практики, быта, жизни в центре и окружающих людей, внутреннее — мои понимания, инсайты и опыт.

Note: Випассаной можно назвать только то, что проживается в официальных центрах Дхаммы. Нельзя назвать випассаной сидение под деревом и медитацию на солнечный свет или «моя личная випассана». Я предпочитаю уважать то, что передается как практика и традиция.
ВНЕШНЕЕ
Быт випассаны — это монашество: 11-ти дневное пребывание в центре в кругу других 100 человек, которые так же приехали посидеть внутри и довериться Будде, который 2500 тысячи лет назад открыл идею о том, что спокойствие ума — это равновесие в жизни.

Режим выглядит примерно так. Подъем в 4 утра, 2 часа медитации, завтрак, отдых, медитация 3 часа, обед, отдых, медитация 4 часа, полдник, медитация, лекция, медитация, отбой. Отдых не больше часа во все эти промежутки. В общей сложности 3 часа в день.

На протяжение всего времени вам не разрешено: разговаривать друг с другом, пользоваться телефоном, писать, читать, получать какую-то информацию извне, кроме слов учителя или лекций Гоенки и, конечно, полная сегрегация полов. Вы становитесь бесполым для практики.

В процессе вы: медитируете около 10 часов в день. Это не «смотреть фракталы» или «энергетические медитации». Отнюдь. Это наблюдение за своим дыханием, наблюдение за своим дыханием, наблюдение за своим дыханием и так 40 часов. Потом наблюдение на ощущениями в теле, за грубыми, резкими, тонкими, щекотящими, чешущимися, мягкими, приятными или какими-то еще ощущениями в теле и так 60 часов. Только ты и твое тело.

С точки зрения нейрофизиологии, мы задействуем разные участки мозга, когда думаем, ум постоянно блуждает от одной нейронной связки к другой на протяжение всей жизни. Туда сюда. За 10 дней мы направляем энергию на одну единственную область мозга — в таламус. Таламус находится в центре мозга и он отвечает за анализ ощущений всех органов чувств. Грубо говоря, чем лучше у человека развит таламус, тем больше он сдается. Внимание из лобной доли, центров Брока и прочих отделов переходит только в один. Но как вы знаете, мозг будет сопротивляться изменениям. Он ненавидит это. Поэтому первые 3 дня — это психологически очень тяжело, все болит, ничего не хочется, очень скучно и тд и тп. Но когда связи в таламусе проявляются, мы начинаем чувствовать, ощущать самые тонкие прикасновения одежды, воздуха, температуры, тепло или покалывание.


Тогда лично я увидела что нет ничего важнее того, что происходит с телом, с моими ощущениями. Я есть свой собственный центр. Это похоже на чувство, когда возвращаешься домой. Какие-то мысли, которые командный пункт посылал о том, как лучше переставить мебель в квартире или что съесть на обед становятся не важными. Хотя бы на то время, пока я медитирую.

Практика показывает, что я словила все-таки этот дзен и сейчас очень многие «важные» процессы отошли на второй план, потому что я увидела их бессмысленность, мелочность. Зачем думать о ком-то, кого нет сейчас рядом? Зачем думать о том, чего еще не произошло?

Забегая вперед, расскажу историю: на 10 день пребывания в таком состоянии сознания, я шла в столовую. Тогда нам уже разрешили разговаривать, и стайки медитаторов собрались около медитационного зала. Молодой человек окликнул меня вопросом:

— Девушка, а чем вы занимаетесь?
— Как чем, иду…

Они засмеялись. А я долго врубалась над чем люди ржут. Оказалось, что они спросили про социальную профессию. Ага, догадалась. Узнав что я занимаюсь психоэнергетикой, меня облепили как коалы эвкалипт и почти весь оставшийся день я тестировала свои обновленные навыки работы с энергосистемой.

Хочется отметить, что медитация под соснами в лесу за 200 км от Москвы — это одно из удивительнейших приключений, в которые я отправлялась. Представьте, что ты видишь великолепной красоты розовый закат, утопающий в молочном небе. Ты чувствуешь себя равноправным участником этого кинофильма. И ты… не можешь сфотографировать ничего: не можешь, а потом уже просто не хочется. А что тебе до этой фотографии? Откроешь ее пару раз, а тут ТАКОЕ и онлайн.

Трава зеленая, местами покрытая илом прошедшего дождя, ветер колышит твою новую подружку-сосну, кедр издает такой аромат, что ни один инстаграм не передаст.

Я давно стараюсь осознавать моменты, когда я «зависаю» в телефоне и сразу же «отвисаю». Но после випассаны полностью переоцениваешь свою энергию и то, куда ты ее направляешь.

ВНУТРЕННЕЕ
Первые 3 дня — самое сложное время как для ума, так и для тела. Это период адаптации в постоянному сидению на полу без поддержки спины. И женщины, и мужчины сначала вьют себе гнезда ил подушек и пледов.

Я только на 5-ый день поняла, что особенность моего строения тела в том, что сосуды у меня расположены очень близко к коже и поза лотоса мне недоступна: через 15 минут неподвижного лотоса я перестаю чувствовать ноги и через какое-то время после 3-4 часов непрерывного сидения, кровь перестает двигаться по ногам, что приводит к огромным болям в сосудах, невыносимым болям… Я за 50 часов полностью убедилась в том, что лотос мне не подходит, что даже подтвердил учитель. И с пятого дня я спокойно сидела в позе по-японски — на коленях и пятках, что вполне допускается.

Первые дни мы учимся концентрации и наблюдаем только дыхание, только область под носом и самые тонкие ощущения в ней. Представьте, каково уму, привыкшему как безумная обезьяна, прыгать с ветки на ветку, концентрироваться на чем-то, как поначалу кажется, скучном и неинтересном как ощущения под носом!

Но самое главное у нас под носом. Вся жизнь происходит у нас под носом, но мы забыли об этом. Випассана, как необъяснимая, но величайшая практика, дает на своем опыте вспомнить о самых важных вещах.

К третьему дню получается сконцентрироваться на дыхании на 10 секунд! И это огромный прогресс.

На 4-ый день, когда ваш ум относительно острый и готов к практике випассаны. Вы садитесь в первую Аддитану — позу непреклонного намерения — полное отсутствие движений тела.

И здесь начинается настоящая работа, потому что лично моя первая в жизни Аддитана — это было чистое, кристаллическое страдание.

Ум привык уходить от того, что нам не нравится и бежать к тому, что нам нравится. Страдания пронизывают все тело и разум. Боль как будто просыпается, а ум орет «ааааа, как мне больно, почему нельзя двигаться, аааа» и так далее.

Если честно, это лучшая практика, чтобы убить в себе жертву. Потому что это именно она. «О боже как я страдаю!» и эти ощущения становятся самыми важными. Боль в теле превращается в боль в уме.

Но боль в теле — это ощущение в теле. А ум — это вообще отдельный инструмент, который не может болеть. У компьютера не может болеть процессор или плата. Это просто компьютер.

Мне было легче адаптироваться к принятию боли, потому что я практиковала стояние на гвоздях и иголках. Но через полчаса боль все равно проникла в мой ум, и я работала с растождествлением уже на более глубоком уровне — на уровне, который я назвала Желтой Змеей — убийство внутренней Жертвы на самой глубине подсознания. Поймать мою внутреннюю Земюку и дай ей понять кто в доме хозяин.

На 9 день я сидела по 5 Аддитан в день без малейшего движения и без единой реакции на «зачесался нос, болит спина, затекла нога и тд». Ощущения остаются, но ты настолько перестаешь придавать им значения, что боль тела как будто бы уходит на второй план, и ты способен видеть более тонкие ощущения: течение крови по телу, работу желудка, давление в ноге… И именно через эти ощущения, ты учишься тому, что передает Будда — добродетели, медитации и мудрости.

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ: САМЫЕ ЦЕННЫЕ ИНСАЙТЫ ВИПАССАНЫ
За пределами внешнего опыта, я получила очень много инсайтов, за которыми в общем-то и ехала. Когда ты осознаешь нечто подобное — все становится неважным.


1
Все в этом мире временно.
И познаешь это на своем опыте через свое же тело. Знаете, мой ум сказал «ой, я и так это знаю». Эта фраза, а особенно то, что стоит за ней, приносит нам больше всего страданий. За такими фразами стоит личность, эго, отрицающая все, стоящая одна на вершине горы.
Я десятки раз повторяла эту фразу «все временно», но сейчас я начала познавать глубину ее смысла.
Пока мы наблюдаем за ощущениями в теле, постоянно сменяющие друг друга, ум на фоне постоянно хочет отреагировать на зачесавшуюся коленку. Но постоянными во всех процессах в этом мире являются 2 свойства: возникновение и исчезновение. Боль появляется, боль уходит. Зуд появляется, зуд проходит. Все временно. И мы постигаем аниччу — изменения через наблюдение за самими собой. Все пройдет, и я пройду.
В центре я оказалась в самую переменчивую погоду года: когда я вышла после первой утренней медитации утром в 6:30 на небольших еловых лапах лежал толстый слой первого снега. Я впервые наблюдала перемены.


2
Срединный путь.
Страдания временны. Но если говорить страданиям «вы все аничча, вы временны», они не пройдут, как ни старайся. Здесь включается вторая мудрость Будды — безличностность.

Когда мы печемся о том, чтобы нам было только хорошо, стремимся к благости, но полностью избегаем негативного, боимся, отрицаем, что мир полон боли, мы не принимаем боль. Только тот, чей ум способен воспринять страдания такими же важными в данный момент, как и радость в другой — уравновешен и способен наблюдать. Таких людей называют «просветленными», но я лично сомневаюсь, что такие существуют.
Быть наблюдателем, жить в состоянии момента, быть этим моментом, в своей сути — это то, для чего мы были рождены. Это и есть просветление. Для тех, кто ищет смысл жизни — это может быть прекрасной ему заменой :)
На 5-ий день, у меня получилось выйти в онлайн божественного момента почти на час. По ощущениям прошло минут 40 и за это время я чувствовала свое дыхание, как колышащуюся лодку на спокойных волнах. За это время у меня было 2 мысли: «здравствуй, настоящий момент» и «я знаю, что я потеряю это ощущение, поэтому я просто буду наблюдать то, что сейчас». Вдох, выдох. Вдох, выдох. Выход, выход. И так целый час…
Это была первая настоящая концентрация, мой ум был предельно ясным, все мысли как шум улицы, отголосками слышен за толстыми стеклопакетами моей внутренней комнаты. Я оставила все за порогом и наслаждалась. Но когда вышла, то поймала реакцию — я обрадовалась, что у меня получилось. И это была реакция. Срединный путь про то, чтобы не вовлекаться в реакции ума: ни грусть, ни радость не постоянны. У меня много раз получалось растворяться, чувствовать невесомость, легкость, чистоту, момент, но дальше я старалась не реагировать на успехи или неудачи в практике. Ведь практика — это и есть наблюдение за изменениями.


3
Ум — это лошадь, а повозка — энергия. Пока мы не научимся направлять ум туда, куда нужно, этот бешеный скакун будет делать то, что захочет и расплескает всю энергию. Когда мы доедем до цели, уже ничего не останется. Управлять своим умом — управлять жизнью.

«Как человек, скачущий верхом на дикой лошади, но неспособный удерживать вожжи, не уедет далеко, так и ученик (или ученица) со слабой сосредоточенностью не достигнет прогресса в практике. Поэтому напоминаю вам, чтобы вы не стали жертвами своего ума, а укротили его при помощи революционного духа и использовали его»,

Будда.
Здесь нет измерительного прибора, чтобы померить нашу работу или системы оценок, чтобы узнать кто как выполняет свою внутреннюю работу. Но эта вселенная любит тех, кто работает: и внутри, и снаружи. На данном этапе моей жизни у меня очень хорошее чувствование мира и божественных сил. Стоит мне применить верное усилие в практике — мне тут же дают бонусы, поддерживают и заботятся.

Утром первого дня после Випассаны, я проснулась у друзей в Москве, помедитировала и пошла гулять. Выйдя на улицу, я продолжала быть в моменте. Шла по Пятницкой и думала «вот бы сейчас гранолы на овсяном молоке и вообще красиво поесть». Через 300 метров я прошла мимо кофейни «Делись душой». Название говорит само за себя. Время 8:30 утра. Я зашла и бариста говорит: «так как вы первый гость, мы угостим вас бесплатно завтраком, хотите гранолу на растительном молоке?». И тут было я решила порадоваться, но я продолжала наблюдать. Ведь именно в этом суть практики! Поблагодарив от всего сердца, я съела свой завтрак, но чудеса из-за правильно приложенного усилия продолжали происходить со мной на протяжение многих дней: то такси приедет ровно в тот момент как я выйду из поезда и встанет напротив, то еще какие-то совпадения, ситуации, который еще раз напоминают о том, что мы — одна маленькая часть огромной многомерной вселенной, которая воздает по заслугам всем по мере того, насколько мы честны сами с собой, насколько усердно мы работаем и насколько много любви мы посылаем в этот мир. Управление умом, усмирение эго и наблюдение — стали для меня опытным путем, теми винтиками, которые дали мне огромный квантовый скачок в развитии моей Души.


4
Свобода.
Для меня свобода — это состояние, когда энергия принадлежит только тебе и ты полностью ей распоряжаешься. Можешь отказать, когда совсем нет желания общаться, отказать в подруге во встрече просто потому что не хочется, без страха, что она больше не позовет. Ты настолько начинаешь ценить себя и свою энергию, что даже думать не будешь на те темы, которые не наполняют внутреннюю суть красотой этой жизни.

Вкус свободы не спутать ни с чем. Когда я приехала в город, я попала в старое окружение и увидела какие контакты меня опустошают, а какие наполняют. Увидела ясно. Так отвалились несколько друзей, потому что когда я отказывала, в ответ слышала манипуляции и агрессию. Я и так чувствую что стоит за словами: когда они сказаны из любви, а когда из обвинений — такого рода чувственная глубина и понимание — это основа моей работы с людьми и в первую очередь с собой. Я настолько доверяю себе, насколько доверяю миру. Мир — наше отражение. На месте тех, кто ушел, сразу же появились сердечные, чистые, практикующие люди, которые искренне хотят со мной поделиться, а не взять у меня.

Так же остались только те проекты, которые мне максимально откликаются: один из них — мое сердце nuwoman.ru. Теперь я делаю только то, что я не могу не делать.

Ну и конечно, я познакомилась с десятком прекрасных людей и со многими даже успела поработать как энерготерапевт. Мне хотелось поделиться своим внутренним светом. И я часто начала слышать, что людям со мной комфортно, как будто разговариваешь с родным человеком, или «как будто вернулся домой». Это и есть общение без масок, общение с душой, в чем и заключается суть нашего взаимодействия.
Если у вас возникло желание пообщаться со мной на глубинные темы, провести диагностику системы, проработать блоки, пообщаться с родом и почувствовать поток — записывайтесь на консультацию. Я принимаю оффлайн и онлайн и буду рада любой Душе.
Я работаю с полем в методике Интуитивные расстановки: это 1,5-2 часовая консультация онлайн или вживую в Нижнем Новгороде. Я обладатель диплома немецкого института CLARO по специальности системный расстановщик. Я здесь, чтобы вдохновить вас на трансформацию, глубоко посмотреть внутрь себя и почувствовать как это, когда легко.
Записаться на консультацию
статьи
Лучшие трансформационные статьи
Made on
Tilda